Третье пришествие большой обезьяны, третье явление Короля Конга миру…
Большая, отважная, дикая, могучая, бесхитростная обезьяна. Хрупкая, красивая, добрая, благородная, умная девушка. Сколь далеки они друг от друга… Между ними тысячи километров, миллионы лет и границы реальности и человеческой фантазии.
Одно слово проходит красной нитью через весь этот фильм. И слово это – «бесподобно». Из всех трех пришествий Короля Конга это – самое бесподобное!
Сижу и думаю, как описать свои впечатления и эмоции от фильма, не превращая это в спойлер. Очень сложно удерживаться от описания деталей… Я постараюсь.
Весь фильм можно разбить примерно на три этапа. Нью-Йорк – Остров – Нью-Йорк. Три совершенно разных настроения.
Этап первый. Нью-Йорк. Фарс.Великая депрессия. Сухой закон. Безработица. Безденежье. Голод. Все это вполне реально. Все это – было. Люди богатые, люди бедные… И это тоже было. И люди, балансирующие на грани той или иной ступени социальной лестницы… когда все поставлено на карту, когда оступиться со своей ступени значит упасть на самый низ – и это тоже было, и это реальность. Каждый из вырисованных персонажей, сцен, эпизодов первого этапа фильма – сущая реальность.
Тут много юмора. Явного или скрытого. Тут кое-где грустно, но чаще – весело. Почти комедия.
Но мы то знаем про что фильм! Мы пришли посмотреть на большую обезьяну, а не на американскую реальность первой трети 20-го века. Вам будет ее тут!
Дальше начинается сущая фантастика!
Вообще, все впечатление от картины – чудесная стилизация под фильмы 30-х годов. Под тот, первый фильм. Как будто взяли старое полотно и расцветили его красками, точнее, нарисовали копию, но «по памяти». Есть ощущение той еще театральности, манерности, позерства, которые были свойственны картинам тех лет. Но везде и постоянно, между строк, проглядывает тут и там лицо современного кино, того, которое старается показывать больше реальных людей, реальной человеческой жизни. Причем все, написанное выше в этом абзаце касается в первую очередь актеров и их игры.
Актеры играют очень здорово. И очень театрально. Тоесть, если взглянуть на это с точки зрения современного кино – актеры почти везде переигрывают. Эмоции здесь часто хлещут через край. Очень ярко. Но, что удивительно, это нисколько не раздражает, не вызывает кривой саркастической ухмылки. Это цепляет. Это чувствуешь. Иногда даже этим заражаешься.
Вообще, замечается интересная черта режиссера Питера Джексона, его профессиональный стиль. Черта эта – большое внимание крупным планам лиц героев фильма. Людей и нелюдей. Лица показываются очень тщательно. И так, что ты чувствуешь, видишь их переживания. Даже порой лучше, чем в реальной жизни.
Этап второй. Остров. Экшн: фантастик энд тотал мэссОстров. Просто прелесть! Первейшее впечатление от архитектуры – Кураст из Дьябло 2, кто в курсе. Архитектура экзотическая, впечатляющая и мрачная. Туземцы дики и… невыразительны. Они тут вообще «элемент интерьера». Пейзажи – изумительно живописны. Солнце, море зелени, мрачноватые сумерки джунглей, лианы, деревья, переплетения всего со всем, обрывы, пропасти, расщелины, проходы и пролазы, живописные экзотические руины.
Но вот все необходимое сделано, все формальности соблюдены, девушка в руках у обезьяны и группа добровольцев бросается ей на выручу.
Все ми дорогие, начинается самая фантастик! Начинается безудержный драйв и пиршество спецэффектв! Эффект «Вау!» и приоткрытый рот с немигающим взглядом, задержками дыхания сверх обычного с шумными вздохами.
Тут следует остановиться и немного передохнуть, поговорив о спецэффектах. Я, в своей наивности, думал, что меня уже ничем не удивить в кино, что я уже видел перевидел, и что все спецэффетное уже сняли. Я глубоко ошибался. Товарищи, вот это драйв! Я вам скажу! Нет, не скажу, лучше сами посмотрите!
Одно важное замечание насчет спецэффетов – они стали ГОРАЗДО реалистичнее. И все эт существа воспринимаются очень целостно. Они – живые. Особенно главный герой. Он просто таки невероятно жив!
Самые эффетные «движения масс по прямой» я видел до этого в «Матрице перезагруженной», «Терминаторе 3» и «Острове». К ним присоединяется «Кинг Конг» и мне кажется, что он вырывается на первое место. Да еще какие массы двигались!
Ящеры… просто прелесть! Душки! Милашки! Причем сделаны они (это я вам как человек, с детства увлекающийся палеонтологией говорю) не сообразно современным представлениям, а такими, какими их представляли в те далекие 30-е годы. В смысле чисто анатомически. По тираннозавру хорошо видно – сейчас его изображают не таким, более грациозным, если можно так сказать, менее увальнем. Правда в фильме они, когда доходит до дела – вовсе не увальни. Но, как я уже сказал выше – все в фильме дышит 30-ми годами. Вся эта тяга к гигантизму и монстроидальности, вся эта игра на человеческих фобиях и штампы, характерные для бульварной квазинаучной фантастики и приключенческих романов - полет фантазии именно тех лет. Просто фантазии этой для полета придали самые современные двигатели.
Кстати, что приятно удивило… Две вещи. Первое - отношениях девушки и обезьяны нет ни малейшего намека ни на какой эротизм (чем грешила к примеру вторая инкарнация). Ни разу. Отношения – сугубо дружеские. Интерес агрессивный, интерес искренний, интерес добродушный, дружба и привязанность – именно в такой последовательности. Второе – несмотря на обилие схваток и смертей в фильме – отсутствие моря кровищи, груды кишок и ошметков мяса. Камера двигается так разумно, что то, что должно быть по идее неприглядно, в объектив практически не попадает. Ты о нем догадываешься, но дофантазировать детали (если уж у тебя есть такая потребность) придется самому.
Этап третий. Нью-Йорк. Драма.Но вот все опасности позади, девушка спасена, обезьяна обездвижена и впереди успех в Нью-Йорке. Начинается третий этап фильма. Драматический.
Вы знаете, ведь на самом деле фильм этот – драма. Самая настоящая драма. Режиссер творец, забывший собственные слова, купающийся в лучах славы и беспечно-недальновидный. Разрушающий все к чему прикасается. Который может быть творцом только тогда, когда Фортуна стоит к нему спиной. Девушка, отказавшаяся от очень выгодного предложения, потому что оно шло вразрез с ее совестью. Потерявшая свою большую любовь. Снова пытающаяся выживать. Сценарист, о котором как-то забыли. Который тоже выживает и пытается заниматься любимым делом. Который тоже потерял свою большую любовь. И Большая Обезьяна в чужом ей, враждебном мире где все не прочь на нее поглазеть и потыкать пальцем, но с готовностью отправят ее к ее Обезьяньим Праотцам, как только она станет неудобна.
Финал неумолимо приближается, и мы с вами его знаем. Обретение свободы, раш по Нью-Йорку, разрушения и паника двуногих прямоходящих. Подтягиваются войска. И Девушка идет навстречу к своему другу.
Именно ближе к финалу больше всего самых ярких, самых эмоциональных сцен. Глаза и лица крупным планом. И все понятно, все читается. Даже в глазах обезьяны. Радость. Ярость. Безмятежность. Надежда. Борьба. Безысходность…
Мы знаем, что должно быть в конце. Мы это уже тоже видели. И Конг идет туда, куда он и должен идти. Наверх.
Признаюсь, на какое то время у меня в глубине души затеплилась надежда, что случится Чудо и Питер Джексон придумал хэппи энд для всей этой истории. Увы, чудес не бывает! Финал был классическим!
И пара фраз в конце…
«Почему он полез наверх, дал себя загнать в угол?» Все очень просто. Он силен и уверен в себе. Он был царем в своем мире. И он привык встречать опасность лицом к лицу, не прячась от нее в подворотни, на видном месте. И драться с врагом до тех пор, пока хватает сил. Яростно. До конца. Так он жил всю жизнь, так он жил и последние часы своей жизни. Такой он и стоял, израненный, уставший, теряя последние силы, полный достоинства, высоко над огромным человеческим муравейником, враждебным ему миром, встречая опасность лицом к лицу.
«Красота убила чудовище» Звучит, как пощечина умному, чувствующему зрителю, умеющему видеть гораздо глубже избитых штампов. Эта самая фраза, это пожалуй самый яркий «привет из 30-х», это – целиком оттуда. Что хотел этим сказать сам режиссер фильма, что показать? Видимо он намеренно применил этот ход, чтобы зритель отринул вторичное. Это - как доказательство от противного. Намеренно выпятить второстепенное или вообще мелкое, пошлое, чтобы молчаливо и незаметно, звенящей тишиной, подчеркнуть самый главный смысл. Суть. Истину.
Щемяще-красивая грустная сказка… Нет, не сказка. Легенда. Легенда нашего времени, времени развитого индустриального общества. О столкновении двух миров. Первобытного и современного. Фантазии и реальности. А еще, в основном, о том, что жадное человечество раз за разом ложит свой алчный глаз на новую экзотическую игрушку, заполучает ее себе, нимало не задумываясь о последствиях и не считаясь с трудностями тащит ее в свое логово, чтобы вволю натешиться с ней, а когда она станет неудобна – поскорее от нее избавиться. Тащит на погибель. Ибо не готово и не желает, ни думать, ни нести какую либо ответственность за свои поступки. И не прощает причиненных ему волнений и неудобств.
И даже искренняя дружба красивой и доброй девушки тут не поможет, не спасет…
Могучая, красивая, бесподобная обезьяна, которая была большим человеком, чем иные люди, при этом до самого конца оставаясь просто большой обезьяной. Ты – всего лишь фантазия! Но все остальное, к сожалению, реально.
Есть ли шансы у бесподобного? Будет ли бесподобное иметь шансы в будущем?
Одно бесспорно - картина бесподобна!
Всем смотреть!
«Ну а музыка-то, музыка?» - спросите вы. Поднимаю удивленно брови… Вы что, слышали в фильмах Питера Джексона недостаточно хорошую музыку?! Музыка на уровне!
P.S...P.S. Питер Джексон - без сомнения талантливый режиссер. Ему удается снимать блокбастеры не опошляя их, с разумом тратя каждый цент, и смешивая в правильных пропорциях зрелище и смысловое наполнение. Я не ждал особых откровений от «Кинг Конга» и был просто потрясен результатом. Временами я был готов рыдать от предопределенности, безысходности и жалости, настолько мощные симпатии вызывает самый главный актер фильма, нечеловек. И кстати, вы заметили, у Джексона в фильмах уже второй раз появляется выразительный нечеловек, играющий важную роль в фильме, одну из главных ролей.
Я уже неоднократно упоминал тут, что ходят упорные слухи о предстоящей экранизации «Евангелиона», о том, что указан год выхода (2007) и что Weta Digital, студия, делавшая спецэффекты к «Властелину Колец», «Хроникам Нарнии», «Кинг Конгу» подключена делать спецэффекты для «Евы». Я совершенно не удивлюсь, если объявят, что именно Джексон будет делать «Еву», совсем не удивлюсь. Я глубоко уверен – он сможет именно так, как надо. Может, еще бы Вачовские смогли. Но Джексон – точно сможет. Мне он это доказал.