Родной кинопрокат меня кинул. В нашем городе 300 так и не запустили. Очень обидно.
Пришлось прибегнуть к пиратской копии, правда неплохого качества, но страдающей переводом. Жалко конечно, но хоть так... Очень ведь хотелось.
Вообще, вы знаете, меня удивляют наши люди. Читая отзывы об этом фильме там и тут просто диву даешься. Складывается впечатление, что люди толком не знали, что именно они ходили смотреть. Отсюда вытекает основная масса претензий.
Судите сами. Фильм обвиняют в несоблюдении полной исторической достоверности, неточности исторических деталей, в искажении фактов. Некоторые даже усматривают в нем пропаганду, да да, пропаганду, американской компании в Ираке! Ругают картину за, "нетакую" работу оператора, "нетакую" актерскую игру, слабые диалоги, избыток пафоса, недостаточную масштабность... Да за что угодно. Ко всему цепляются...
Люди! Вы обвиняете "Халка" в несоблюдении исторической достоверности? Вы обвиняете "Бэтмена" в искажении фактов? Вы ругаете "Людей Хэ" за излишнюю пафосность? Или может быть вам видится в "Спайдермене" пропаганда внешней политики США? Думаю, что скорее нет.
Важно сразу, еще до просмотра, уяснить себе одно - 300 это всего лишь комикс, точнее его экранизация. Не более и не менее. Ненужно и неправильно ждать от него достоверности, глубин смысла и идеи, ветвистых многосложных диалогов - жанр не тот. Сама специфика комиксов в том, что в них безраздельно властвуют упрощение, стилизация и гиперболизация. Чтобы всем все было понятно. И потому что комикс - это не книга, глубины переживаний персонажей и ворох их мыслей в картинках подать сложно.
300, и как комикс и как фильм - не исторический труд, и даже не исторический роман. Как сказал один человек, 300 уместнее всего сравнивать с былинами, неким эпосом, очень очень далеким от объективности и точности изложения. Это одна история, один маленький эпизод, очень сильно идеализированный и пропущенный через призму истории и видения автора. Исторических фактов там мало, они - лишь база для действа, для зрелища: древняя Спарта, ее народ, некоторые особенности их жизни и идеологии, греко-персидские войны, в частности неудачный поход Ксеркса Первого на Грецию в 480-479 гг до н.э, Спартанский царь Леонид, битва при Фермопилах. Все! Больше там исторических фактов нет, остальное вольный художественный домысел автора (я говорю о Миллере), отчасти продиктованный спецификой жанра.
Некоторые кинулись сравнивать 300 и ВК. Возможно. Обзовите спартанцев роханцами, а персов - орками, и получите почти битву за Хельмову падь... Настолько же далекую от исторической достоверности и настолько же на нее не претендующую...
Веселят нападки на визуальный ряд. Дескать и виды там не те, и ракурсы. Товарищи, мистер Снайдер избрал для своего творения методу, внедренную мистером Родригезом для своего "Города грехов" (далее ГГ) - использовать комикс как раскадровку и выдерживать видеоряд и стилистику предельно близко к оригиналу. И высокие оценки ГГ как экранизации комикса, а также высокие кассовые сборы их обеих - лучшая оценка тому, насколько рационально такое решение. По крайней мере на такую экранизацию не будут плеваться поклонники оригинала, ведь вся атмосфера так любимого ими предмета, вплоть до мелочей, бережно перенесена на экран.
Некоторые сравнивают 300 с Троей. Что жж... Надо признать, их в общем-то можно сравнивать. По ряду моментов. Но в целом это все равно разные картины. Троя - это все таки кино с претензией. Пусть и не на достоверность, не на историчность. Но в ней больше именно от кино, как мы его представляем, там больше игры актеров (пускай и ее видимости), больше эмоций. А 300 - это говорящий и движущийся комикс, еще более стилизованный, с еще более жестко заданными рамками и ограничениями. Где они пересекаются, так это в области батальных сцен, сеттинга, насыщенности пафосными речами, эпичности происходящего и квазиисторичности. Но даже в этом в 300 акценты расставлены иначе.
Атакуется такой контраст между персами и спартанцами. Дорогие мои, это комикс. Тут должно быть предельно ясно, кто плохой, а кто хороший, и так ясно, чтобы вы при первом же взгляде это поняли, что да - это негодяй, плохиш. Чтобы вы не терялись в догадках и не пытались проникнуть пытливым взором разума в мотивы стороны противной. Это наши, они хорошие, хотя бы потому что это наши. А это - ненаши, и они плохие. И выглядят соответственно. Таков жанр. Хотя есть примеры и на первый взгляд иной подачи материала, в том же ГГ, но даже там видно, кто просто плохой, а кто совсем подонок.
Актерская игра... Ну какая, скажите мне, в комиксе актерская игра? Комикс это комикс. Это зрелище, это набор картинок, кадров, ракурсов. Актерам достаточно делать подобающие лица с застывшими или динамичными эмоциями, яркими, хорошо заметными и говорить хорошо поставленным голосом нужные фразы или целые речи. И в диалогах тут нет места намекам, недосказанности, игре слов. Все прямо и понятно, просто как палка. Таков жанр. Это, если хотите, в том же "Спайдермене" чересчур много говорят и "переживают" и пытаются из веселых картинок сделать прям драму.
Так вот, лично мое мнение таково, что с основной задачей - развлечением, развлечением зрелищем, картина справляется замечательно. Да, всегда можно поставить кадр немного иначе, выбрать иной ракурс. Но это уже все равно придирки. А если говорить как есть - то все удалось. Цветовая гамма подобрана удачно. Стилизация отторжения не вызывает. Вообще картинка диво как хороша, снимай скриншот в высоком разрешении и вешай на рабочий стол...
Кстати, да, приятно порадовало то, что несмотря на жесткость, брутальность фильма, как то удалось обойтись без бочек крови, даже в случае отрубания голов, заменив их всего лишь брызгами...
Очень приятна хореография боев. Признаться, засилье восточных стилей на экране уже давно несколько надоело. Бои поставлены великолепно, очень динамичны и именно в них операторская работа проявляется во всей красе. Она восхитительна. Скорость действа и ракурс - как раз такие, как нужно. Никакого мелькания. Вы увидите все что вам нужно будет увидеть.
Побор актеров нахожу удачным. Колоритные запоминающиеся лица. Характерные.
Музыка и звук - на отлично.
Ну а что кроме зрелища спросите вы? Как сказал один человек на одном форуме: "Благодаря этому фильму я узнал, что был царь Леонид, была греко-персидская война, была битва при Фермопилах." Возможно он плохо учил историю античности в школе, да... Но хорошо, что он все таки это узнал, хоть теперь
И напоследок. Впечатлительным, мнительным особам, малым детям, гуманистам и феминисткам фильм этот все-таки лучше не смотреть.
P.S. Полагаю в ходе съемок фильма ни одно животное не пострадало...