Я и читал об этом, и на себе наблюдал...
Всякий процесс познания чего-либо, знакомства с какой-либо областью знаний, особенно знаний научных - проходит через четыре хорошо различимых стадии, фазы. Которые, кстати, очень хорошо стыкуются с тремя законами диалектики, можно сказать абсолютно стыкуются, вытекают из них. И это видно невооруженным глазом.
Сначала ты не знаешь о предмете ничего. Все для тебя ново и все для тебя - темный лес. Ты смотришь широко распахнутыми глазами, развесив уши и раскрыв рот. И понимаешь, что ничегошеньки не знаешь.
Это первая фаза.
Информация поступает, накапливается...
Через некоторое время в тебе просыпается и вызревает ощущение, что ты знаешь предмет своего интереса. Ты знаешь что это, зачем, возможно знаешь, в общем, как оно работает и с чем взаимосвязано. Точнее, тебе кажется, что ты знаешь. Ты обладаешь поверхностными знаниями о предмете, но тебе кажется, что ты знаешь достаточно. Потому что ты знаешь о нем уже много фактов. Люди переживающие еще свою первую фазу знаний смотрят на тебя как на знающего человека.
Это вторая фаза.
При сохранении интереса к предмету информация продолжает поступать, а твои поверхностые познания позволяют тебе тут и там пытаться заглянуть глубже в предмет твоего интереса. Попутно в тебе начинают превалировать тенденции не просто накопления фактов, а попытки их анализа и выстраивания полной и целостной картины предмета, всего, что он охватывает.
И вот тут то ты понимаешь, осознаешь, что твои знания поверхностны, ты знаешь что это, но не знаешь как это работает, какие глубинные процессы движут этим. К этому времени объем твоих данных по предмету возрастает во много раз, познания становятся глубже и шире, но сознание не может охватить их все вцелом, да и нужны еще данные, нужно копать еще глубже, до самого донышка процессов, то самых основ, до квантов знания. В результате широта и разностороннесть предмета тебя обескураживают. Временами к тебе приходит мысль, что ты вроде знаешь, но ничего не понимаешь. И что узнать еще нужно очень много, и это уже очень специальные знания, глубокие.
Это третья фаза.
Фазы два и три могут несколько раз чередоваться.
Еще на третьей фазе, а может даже, бывает, на второй - у нас формируется некоторый костяк знания, на который мы можем доращивать новые. Только мы часто сами этого не осознаем, или не удосуживаемся его сложить в единое целое.
Если в этот момент ты не складываешь руки и продолжаешь впитывать информацию по предмету, анализировать его, то ты неизбежно углубляешься в него еще больше, информации становится совсем много. Но наше сознание, наш мозг - довольно мощный инструмент, как шутят инженеры: "Все можно починить, если достаточно долго вертеть его в руках"; если мы желаем, сильно желаем, что-то познать, думаем об этом, долго думаем, внимательно, не останавливаемся. То в конечном счете мы приходим к четвертой фазе.
Кирпичики, сегменты мозаики складываются в единое целое и перед нами предстаёт картина всего предмета во всей его полноте. Каких-то деталей может не хватать, но ощущению целого они уже не мешают. Эти детали можно нарастить и позже.
Это и есть четвертая фаза, окончательного познания. По сумме имеющихся знаний о предмете.
Она, четвертая фаза - не есть абсолют, и выбить с нее на третью человека вполне реально, если внезапно предмет откроется с совершенно незнакомой стороны, если в познании по предмету произойдет прорыв, качественный скачок, который вскроет целый пласт данных и закономерностей.
Но в целом, при желании, возможностях и достатке времени, вернуться к четвертой фазе уже не должно составить огромного труда.
Update спустя пять лет | Это была второе приближение к теме знания и понимания. Примерно за два года до — было первое.